А неудача в первой попытке – всего лишь результат минутной растерянности, от которой не застрахован никто. Именно в таком направлении должен рассматриваться случай совершения прыжка со второй попытки. Никакой критики и осмеяния этих случаев нельзя допускать, чтобы не разуверить в своих силах и возможностях многих молодых десантников.
После совершения прыжка и сборки парашюта личный состав должен быстро выдвинуться на пункт сбора. Об этом каждому парашютисту должны напоминать все лица наряда, находящиеся на площадке приземления. По прибытии на пункт сбора десантник обязан доложить командиру подразделения о совершенном прыжке, а командир обязан поздравить подчиненного с первой победой. После этого следует проверить у десантника комплектность парашютной системы. Чаще всего в ходе совершения первого прыжка парашютисты теряют звенья ручного раскрытия, но не редки случаи утери стропорезов, а иногда и запасных парашютов. Поэтому одним из завершающих этапов совершения первого прыжка является прочесывание площадки приземления и поиск утерянных частей парашюта.
Здесь же на сборном пункте личному составу вручаются знаки «Парашютист», после чего их поздравляет старший начальник со вступлением в строй крылатой гвардии, напутствует на успешное совершение последующих прыжков. И для создания праздничной атмосферы целесообразно вывезти на сборный пункт оркестр, буфет, представителя финансового органа для выдачи вновь состоявшимся парашютистам денежного вознаграждения за первый прыжок.
По возвращении подразделения в расположение их должен встретить плакат с поздравлением. После сдачи парашютов и выполнения самых необходимых мероприятий распорядка дня надо дать личному составу отдых. чтобы на следующий день с новыми силами приступить к подготовке к следующему прыжку.
3. Психологическая подготовка парашютиста-десантника
3.1. Воспитание морально-волевой устойчивости в ходе
повседневных занятий по воздушно-десантной подготовке
Вся система мероприятий, рассчитанная на всестороннее изучение и развитие морально-волевых качеств у десантника, не может быть решена разом. Это продолжительный и кропотливый труд командира-воспитателя, специалиста воздушно-десантной службы и врача в процессе всей динамики обучения десантному мастерству.
Например, самообладание, уверенность у воинов-парашютистов следует воспитывать и формировать уже непосредственно в процессе изучения с ними материальной части парашютов, то есть буквально с первого занятия. Именно на первых занятиях командир должен стремиться убедить каждого десантника в том, что людские десантные парашюты при правильной их эксплуатации в работе безотказны. Необходимо, чтобы в ходе таких занятий каждый десантник лично глубоко и основательно узнал и понял назначение и устройство каждой части, осмыслил принцип их работы в процессе раскрытия парашюта в воздухе, ибо осмысливание — это основное звено в процессе овладения знаниями.
Пожалуй, одной из причин страха воина перед прыжком является его сомнение в прочности и безотказности частей парашюта при раскрытии. И действительно, если десантник материальную часть усвоил нетвердо, не знает взаимодействия частей и процесса раскрытия парашюта, то у него перед прыжком может появиться чувство страха. Поэтому отличное знание материальной части парашюта, глубокое понимание назначения и взаимодействия его частей имеют для десантника большое значение.
Для более успешного решения учебных задач следует умело применять наиболее рациональные и эффективные методы изложения учебного материала. Например, хорошо зарекомендовал себя метод изучения материальной части людских десантных парашютов по процессу их раскрытия.
При изучении каждой части парашюта необходимо добиваться не только глубоких знаний ее назначения и устройства, но и постоянно подчеркивать ее надежность и запас прочности. Например, следует указывать, что каждая отдельно взятая стропа основного купола может выдержать нагрузку на прочность 150 кгс, а затем тут же предложить обучаемым самим подсчитать запас прочности всех строп изучаемого парашюта. Или, например, изучая устройство подвесной системы, командир должен обратить внимание обучаемых на то, что запас прочности каждой ленты 1600 кгс, а главный обхват подвесной системы сшит из ленты в два сложения, следовательно, прочность его более трех тонн.
Следует особое внимание уделять изучению процесса раскрытия парашюта и добиваться глубокого понимания обучаемыми этого вопроса. Командир постоянно должен подчеркивать невозможность задержки в раскрытии парашюта на любом этапе его работы. Например, камера стабилизирующей системы парашюта Д-6 серии 4 не может задержать процесса раскрытия парашюта, так как её карабин зацеплен за бортовой трос или удлинитель в самолете. Стабилизирующая система не может не вступить в работу, ибо карманы её вытяжного устройства и перья стабилизатора устроены так, что обеспечивают его безотказное наполнение встречным потоком воздуха. Двухконусный замок не может задержать раскрытия основного купола парашюта в силу того, что его раскрытие осуществляется лично самим парашютистом через звено ручного раскрытия. Для выдергивания его нужно приложить усилие не более 16 кгс, при этом надежность раскрытия замка еще страхуется парашютным прибором, сила пружин которого почти в два раза превышает усилие, применяемое для раскрытия двухконусного замка ручным способом.
Необходимо обращать внимание обучаемых и на особенности отдельных частей и деталей парашюта.
Например, если карабин камеры стабилизирующей системы парашюта Д-6 серии 4 по вине десантника не будет зацеплен за удлинитель или за бортовой трос в самолете, то стабилизирующая система не вступит в работу. Чтобы на практике такой случай не произошел, на каждую корабельную группу парашютистов назначается ответственное лицо – выпускающий, который обязан лично каждому парашютисту зацепить карабин камеры стабилизирующей системы за удлинитель в самолете.
Или, например, чтобы прекратить стабилизированное снижение (скорость которого достигает 30 – 40 м/с), каждому десантнику необходимо выдернуть звено ручного раскрытия. Если же парашютист почему-либо не сделает этого, то двухконусный замок на ранце парашюта не будет раскрыт и, как следствие, основной купол не иступит в работу. Чтобы этого не произошло, на ранец основного парашюта и устанавливают парашютный прибор, который автоматически раскрывает двухконусный замок через три секунды после того, как парашютист покинул самолет.
Следует подчеркнуть, что парашютный прибор автоматически срабатывает только при условии, если карабин камеры стабилизирующей системы будет зацеплен за удлинитель в самолете, то есть если стабилизирующая система будет введена в работу; при своем раскрытии она включает в работу парашютный прибор.
Эту взаимосвязь в работе частей парашюта при раскрытии в воздухе и следует доказательно продемонстрировать обучаемым в процессе изучения материальной части на уложенном парашюте способом практического раскрытия по ходу объяснения назначения его частей. Дополнительно по ходу изложения учебного материала можно продемонстрировать учебную киноленту, где более наглядно и убедительно может быть показан процесс раскрытия и взаимодействия частей парашюта.
Только при таком детальном изучении назначения и устройства каждой части парашюта и можно будет сформировать у обучаемых уверенность в безотказности десантного парашюта до того, как десантники совершат первый прыжок с парашютом из самолета.
Другим ответственным этапом подготовки воина-парашютиста является укладка парашюта.
Этот этап подготовки десантников возможен только после того, как обучаемые получат достаточно твердые и глубокие знания по материальной части десантного парашюта.
Каждый обучаемый непременно должен научиться самостоятельно укладывать основной и запасной парашюты.
В процессе укладки парашютов у обучаемых должны постепенно вырабатываться достаточно устойчивые умения и навыки. Каждый выполненный этап укладки обязательно должен контролироваться и оцениваться в ходе проверки командиром подразделения и специалистом воздушно-десантной службы. В факте практического контроля этапов укладки следует усматривать истоки для конкретной морально-психологической работы с обучаемыми, так как в ходе проверки каждого этапа укладки специалистом у обучаемых будет рождаться вера в свои навыки и постепенно будет исчезать неуверенность, а главное, вместе с этим будут исключены и те ошибки, которые на первых порах обучаемые могут допускать в процессе укладки парашюта. В ходе проверки этапов укладки командир должен проявить максимум педагогического такта, определенную сдержанность в своем поведении. Ни в коем случае не нужно делать упреков и замечаний вскользь, мимоходом, ибо такого рода замечания будут рождать у обучаемого сомнения, вызывать излишне волнение и даже страх.
Если же в процессе укладки парашютов, командир обнаружил, что отдельные десантники те или иные этапы и элементы укладки выполняют неверно, допускают грубые ошибки, то он обязан спокойно и терпеливо исправить допущенные ошибки. Делать это следует в присутствии всей группы обучаемых и обязательно показать, как правильно следовало выполнить данный этап или элемент укладки. В то же время командир должен умело разъяснить обучаемым возможные последствия их ошибок.
Каждый обучаемый должен четко представлять себе, знать и помнить, что десантный парашют по своей конструкции при правильной его эксплуатации в работе безотказен, но он может и отказать в работе, если десантник неправильно его уложит, неверно подготовит для прыжка.
Каждый десантник должен знать, что лицо, осуществляющее проверку этапов укладки парашютов, несет юридическую ответственность за каждый проверенный им парашют. Правильное понимание этого факта будет создавать атмосферу доверия и уважения со стороны обучаемых к этому должностному лицу. И, кроме того, это будет побуждать обучаемых к более серьезному и ответственному отношению к любого рода его замечаниям, так как они будут понимать, что замечания сделаны в целях наиболее качественного и правильного выполнения каждого этапа и элемента укладки.
Особое внимание обучаемых в процессе укладки парашютов следует обращать на выполнение ими первого этапа, в ходе которого они должны с первого занятия научиться самым тщательным образом проверять исправность каждой части, определять ее пригодность для работы.
Парашюты, уложенные в процессе учебно-тренировочных занятий, необходимо каждый раз здесь же, в присутствии всей группы и каждой укладывающей пары, раскрывать, чтобы каждый обучаемый лично мог убедиться в том, что парашюты уложены правильно, а значит, и в воздухе будут раскрываться надежно.
Главными факторами, на основе которых можно умело строить и успешно осуществлять морально-волевую подготовку обучаемых в процессе укладки парашютов, следует считать:
- факт строгого контроля и оценки каждого выполненного этапа укладки парашюта командиром подразделения и специалистом воздушно-десантной службы;
- факт проверки уложенных парашютов в «козлах» и факт росписи за каждый проверенный парашют лицом, ответственным за их укладку.
В частях и соединениях, где нет подразделений укладчиков парашютов, дополнительно задействуются следующие факты:
- факт закрепления парашютов (основного и запасного) и страхующего парашютного прибора за обучаемыми на весь период их службы или учебы;
- факт формирования пар из числа обучаемых для укладки парашютов с учетом их характера и опыта;
- факт укладки закрепленных парашютов для совершения прыжков лично самими обучаемыми строго по элементам и этапам;
Психологическая подготовка осуществляется на всех занятиях по наземной отработке элементов прыжка с парашютом.
Наземная тренировка на специальных снарядах – это этап обучения, наиболее близкий к условиям реального прыжка. Изучая правила и технику отделения от различных самолетов, положение тела в момент стабилизированного снижения, практически отрабатывая приемы и технику управления куполом при снижении в воздухе и в момент приземления, десантник в то же время мысленно будет жить реальной обстановкой прыжка и испытывать какие-то совершенно новые ощущения.
Поэтому командир-психолог должен знать и учитывать в первую очередь те виды человеческих ощущений, где наиболее полно могут раскрываться те отдельные качества, которые наиболее характерны именно для процесса прыжка с парашютом, например, зрительные, слуховые, двигательные, ощущения положения тела, ощущения координации движений, вибрационные и болевые ощущения. Именно эти ощущения и имеют большое значение для десантника, для всей его прыжковой деятельности
Тренировка десантника в точном ощущении всей динамики прыжковой обстановки и составляет важнейший раздел его психологической подготовки к совершению прыжка с парашютом с наименьшей затратой нервно-психической энергии.
Опытный командир-психолог в процессе наземных тренировок непременно должен заметить те отрицательные явления в поведении обучаемых, которые могут у них проявляться в ходе начальных занятий. Например, одни обучаемые могут быть задумчивыми, движения их закрепощенными; другие – говорливыми, движения их суетливыми, третьи – рассеянными и пассивными и т. д. Однако в процессе систематических специальных тренировок обучаемых отрицательные отклонения в их поведении постепенно исчезнут.
Таким образом, в процессе наземных тренировок любой парашютист приобретает личный опыт, достаточно устойчивые элементарные навыки. Поэтому любой будущий прыжок с парашютом не будет для обучаемого уже чем-то совершенно новым, а значит, и не будет вызывать у него сильных отрицательных эмоций, то есть таких эмоций, которые могли бы поколебать его волю, установку на прыжок.
Примером психологического и практического навыка может служить отсчет и контроль заданного времени стабилизированного снижения. Именно здесь, в период раскрытия и работы стабилизирующего парашюта, десантник обязан лично вести отсчет заданных секунд стабилизированного снижения с тем, чтобы своевременно его прекратить, выдернув звено ручного раскрытия и раскрыв двухконусный замок. Выполнить этот контроль времени стабилизации можно либо способом отсчета вслух заданных секунд, например, «501, 502, 503».
Подобные навыки личного контроля стабилизированного снижения следует отнести к разряду навыков мыслительной работы обучаемых. В ходе отсчета контрольного времени стабилизации обучаемый должен будет буквально автоматически отсчитывать секунды в уме подобно тому, как он, например, использует таблицу умножения при решении математической задачи.
С тем, чтобы такие навыки у обучаемых становились устойчивыми, их следует систематически тренировать в практическом проговаривании вслух указанных трехзначных чисел. Указанный способ контроля стабилизированного снижения до трех секунд и определен в ВДВ как наиболее простой способ личного контроля времени. Контроль точности отсчета заданного времени стабилизации в процессе всех тренировочных занятий командир должен осуществлять лично по контрольному секундомеру. Только такой систематический контроль по секундомеру и поможет каждому обучаемому выработать у себя необходимое чувство времени
|