Строгому порицанию необходимо подвергать поведение тех парашютистов, которые лично сами не ведут отсчета заданного времени стабилизации и не выдергивают звено ручного раскрытия, а хвалятся тем, что они стабилизируют до срабатывания парашютного прибора. Опасность такого отрицательного явления состоит в том, что это приводит к привычке пассивного, бесконтрольного падения, а это при любых осложнениях в воздухе может привести к непоправимым последствиям.
Особое внимание в процессе занятий по наземной тренировке необходимо уделять изучению правил и тренировке техники раскрытия запасного парашюта при аварийной ситуации в воздухе, то есть при частичном или полном отказе в работе основного парашюта. Десантник должен верить в надежную и безотказную работу запасного парашюта. Вера десантника в безотказную работу запасного парашюта, твердые практические навыки в умелом приведении этого средства спасения жизни в действие в нужный момент – это и есть признак проявления обучаемым десантной воли и психологической стабильности.
Воин-десантник должен отчетливо себе представлять, что в процессе прыжка с парашютом существует отрезок времени и высоты, где только и может быть введен в действие запасной парашют при аварийной ситуации в воздухе. Раскрытие же запасного парашюта до или после этого отрезка времени и высоты влечет за собой весьма серьезные осложнения. Если же парашютист в процессе тренировочных занятий на специальных снарядах воздушно-десантного комплекса не выработает у себя такого психологического чувства и устойчивого навыка, то он может раскрыть запасной парашют или слишком рано или слишком поздно. И то, и другое одинаково опасно для жизни парашютиста. Такой сложной обстановки, которая может возникнуть в воздухе в процессе прыжка, от воина-парашютиста скрывать нельзя, к этому и психологически, и практически десантник всегда должен быть готов.
Завершающим этапом подготовки парашютистов на снарядах воздушно-десантного комплекса являются зачетные занятия по каждому элементу прыжка с парашютом. В ходе таких зачетных занятий десантники подвергаются проверке по всем вопросам прыжка, начиная от подгонки подвесной системы и надевания парашюта до приземления и сборки парашюта. В процессе этих контрольных занятий каждому воину должна быть выставлена конкретная оценка за все его практические действия, за его умения и навыки. На основании этих частных оценок и определяется степень готовности каждого парашютиста к совершению очередного прыжка. Определяющим оценочным моментом степени готовности каждого обучаемого к совершению очередного прыжка следует считать контрольные прыжки с комплексных высотных снарядов, таких прыжков каждым обучаемым в процессе тренировочных наземных занятий должно быть совершено перед первым реальным прыжком с парашютом не менее шести-семи.
Оценочно-контрольный момент должен иметь место и на всех других этапах подготовки обучаемых к совершению прыжков с парашютом, то есть как в процессе изучения материальной части, так и в ходе укладки людских десантных парашютов.
Только на основании хороших и отличных оценок по трем основным разделам программы командир сможет решить, кого из обучаемых можно допустить к первому прыжку. Наличие у каждого обучаемого трех итоговых хороших и отличных оценок служит юридическим основанием для издания приказа по части о допуске воинов-десантников к совершению первого ознакомительного или очередного прыжка из военно-транспортных самолетов.
Если же у обучаемых хотя бы по одному из трех разделов программы будет оценка «удовлетворительно», то такой обучаемый к совершению прыжка не может быть допущен. С такой категорией обучаемых командир обязан организовать дополнительный курс тренировочных занятий и вторично провести зачетные занятия по каждому из разделов программы.
Контрольные оценки в процессе всех занятий имеют весьма важное поучительное значение для обучаемых. Именно этот оценочный результат стимулирует практические навыки обучаемых, обязывает их критически оценивать степень своей личной готовности к будущему прыжку.
Весь ход подготовки обучаемых к прыжкам необходимо умело освещать в стенной печати, в фото- и радиогазетах. Это весьма важное звено в обучении личного состава должно находить широкое отражение в идейно-воспитательной и культурно-массовой работе во всех инстанциях.
Например, своевременное объявление обучаемым итоговых зачетных оценок и доведение им приказа по части о допуске их к совершению прыжков имеет исключительно важное психологическое и практическое значение в том плане, что все это ими воспринимается как завершение этапа их подготовки, как факт их эмоционально-волевой готовности к прыжку, рассеивает все их сомнения и страхи, вселяет в них веру в собственные силы, создает здоровый рабочий прыжковый настрой у каждого обучаемого.
Самой подготовке личного состава к прыжкам следует всегда придавать конкретно-направленный характер как одному из важных элементов боевой готовности подразделения и части.
На завершающем этапе подготовки личного состава к совершению прыжков с парашютом необходимо организовывать и проводить такие мероприятия, которые активизировали бы прыжковую инициативу обучаемых и их морально-волевое самообладание.
Например, такое весьма действенное мероприятие, как специальные вечера-встречи, на которых могут выступить ветераны воздушно-десантных войск, участники десантирования в тыл противника в период Великой Отечественной войны; ведущие заслуженные мастера и рекордсмены парашютного спорта, а также и те, кому предстоит совершить свой первый прыжок в жизни. Сам факт проведения такого специального вечера-встречи будет создавать общую деловую предпрыжковую атмосферу торжественной приподнятости у обучаемых.
Непременным учебно-воспитательным мероприятием в подготовитель-ный период следует считать показ обучаемым специальных художественных, документальных и учебных фильмов о десантниках, то есть на темы, где речь идет о прыжках с парашютом, о десантировании грузов и боевой техники парашютным способом, где показана различная динамика прыжковой жизни. Разумеется, каждый такой показ специальных тематических фильмов для обучаемых в предпрыжковый период следует обязательно сопровождать соответствующим разъяснением как отдельных эпизодов, так и содержания фильма в целом. Это нужно делать для того, чтобы обучаемые могли правильно для себя оценить и переосмыслить показанное и увиденное на экране. Естественно, что умелый показ обучаемым специальных фильмов расширит их представление о многих сторонах жизни, учебы и службы в десантных войсках, заставит каждого критически переосмыслить свое отношение к предстоящим прыжкам с парашютом.
Учитывая, что среди познавательно-психологических процессов центральное место занимают зрительные ощущения, во всем предпрыжково-подготовительном периоде необходимо принимать все меры к тому, чтобы у каждого десантника была хорошо развита зрительная чувствительность. Именно с этой целью на заключительном этапе подготовки десантников к прыжкам целесообразно организовывать и проводить для обучаемых показательные прыжки с тем, чтобы каждый обучаемый наяву увидел практическую работу десантного парашюта в воздухе. В этом конкретном случае зрительные ощущения и дадут каждому обучаемому много полезных сведений о реальном прыжке. На основе зрительных ощущений обучаемые получат неотразимое личное впечатление о прыжке, о красочном неповторимом «параде» раскрытых куполов в воздухе. Это зрелищное мероприятие останется в памяти обучаемых на всю жизнь. Ибо именно здесь они впервые своими глазами увидят раскрытые в воздухе купола, на их глазах будет реально продемонстрирована безотказная работа десантного парашюта.
Главным в показательных прыжках является принцип наглядности. Такая наглядность дает возможность фактически приблизить обучаемых к реальным условиям прыжка, способствует созданию у них более яркого и конкретного представления о прыжке с парашютом, вынуждает глубоко прочувствовать все это событие. Ибо наглядность в обучении предполагает постоянную опору не только на зрение, но и на все другие органы чувств обучаемых, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведь в конечном итоге человек познает окружающий мир всеми органами чувств.
Таким образом, весь процесс подготовки десантников к предстоящим прыжкам с парашютом непременно должен накладывать свой положительный отпечаток на психику каждого обучаемого, формировать у него устойчивые морально-психологические качества.
3.2. Эмоционально-волевая подготовка в процессе
организации и проведения прыжков с парашютом
Зная, что объективная прыжковая обстановка действительно способна порождать у обучаемых разнообразные и сильные чувства, командир-психо-лог обязан повести все дело так, чтобы на всех этапах организации и проведения прыжков сохранялась спокойная деловая обстановка, которая мобилизовала бы физические и духовные силы обучаемых на успешное решение предстоящих прыжковых задач.
Успех при этом немало будет зависеть и от того, насколько эмоциональны сами руководители, насколько сами они способны сохранять деловое настроение, самообладание, способность трезво и объективно оценивать про-исходящее. Десантник должен управлять собой и своими чувствами в любых острых прыжковых ситуациях.
Отрицательные предстартовые эмоции можно предотвратить или ослабить, если своевременно и умело отвлечь обучаемых от причин, вызывающих такое состояние.
Страх перед прыжком может возникнуть у любого парашютиста, а у начинающего – тем более, но нужно уметь помочь каждому подавить в себе это опасное чувство, не дать ему вырасти до малодушия и трусости.
Первые сомнения и чувство страха в какой-то мере должны быть побеждены у обучаемых во время изучения материальной части и укладки парашютов, в ходе тренировок на снарядах воздушно-десантного комплекса и в процессе всех других мероприятий воспитательного характера, в результате которых и мужает начальная прыжковая воля обучаемых.
Но вот будущие парашютисты-десантники на аэродроме взлета, где впервые в жизни будут надевать уложенные ими парашюты не для очередного тренировочного занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса, а для того, чтобы подняться в самолете в воздух и совершить свои первый в жизни прыжок. Все это приобретает совершенно новую силу, вызывает совершенно новые, сильные, до сих пор еще неведомые обучаемому ощущения...
Поскольку чувство страха все-таки подвластно волевому десантному характеру, значит, командиру и специалисту воздушно-десантной службы в стартовый период нужно будет усилить положительные эмоции прыжкового возбуждения, то есть переключить внимание обучаемых на более активные действия. Например, чтобы каждый обучаемый непременно лично разгружал свой парашют, лично его ставил на соответствующие линии на старте, обязательно проверял исправность пломб на переносной сумке, прежде чем расчехлить парашют. Кроме того, требовать, чтобы каждый обучаемый лично сам проверял свой парашют в «козлах» до того, как его будут проверять командир и специалист ВДС, тщательно готовил свое оружие и снаряжение для прыжка и т. д. Одним словом, в стартовый период следует организованно занимать обучаемых нужной, полезной практической работой, не давая им возможности хотя бы на какое-то время расслабиться, не оставлять их, таким образом, без внимания и контроля.
Кроме того, следует весьма умело в этот «критический» стартовый период активизировать чувство личного достоинства каждого обучаемого, чувство десантного долга, будить интерес к познанию нового и желание каждого быть в числе смелых людей; возбудить интерес к прыжку, непременное желание испытать в воздухе степень своей личной обученности; всей стартовой обстановкой вынудить обучаемого проявить свой волевой характер.
Если все же отрицательное стартовое состояние у кого-либо из обучаемых будет оставаться слишком резко выраженным и поправить его в этот короткий стартовый период не удается, то командир, проявляя педагогический такт, не унижая личного достоинства обучаемого, обязан отстранить, не допустить такого парашютиста к совершению прыжка в этот день. Такого обучаемого нужно передать под наблюдение врача и провести с ним дополнительно соответствующую работу после прыжкового дня.
Необходимо в период проведения прыжков особое внимание уделять организации и оформлению стартовых, контрольных линий на аэродроме, где непременно должны быть соответствующие стенды, плакаты, красочные транспаранты _ все это должно звать обучаемого на прыжок. Буквально во всем должен прослеживаться строгий порядок и пристальное внимание к каждому обучаемому с учетом знания его характера и прыжкового настроения. Командир непременно должен знать, в какой мере тот или иной его подчиненный может быть подвержен чувству страха в стартовом периоде.
В психологическом «фундаменте» прыжкового настроения зачастую определяющее значение может иметь не только степень личной обученности и чисто психологической готовности, но и нормальный предпрыжковый отдых, сон и питание обучаемого, его обеспеченность специальным снаряжением и обмундированием с учетом нужных размеров и хорошо подогнанной обувью для прыжка. Казалось бы, что это мелочи, но они должны быть всегда самой пристальной заботой командиров всех степеней, специалистов ВДС и врача. Подчас именно в этих мелочах и кроются причины отрицательного стартового состояния обучаемых.
Высокая организация работы на старте, тщательная проверка парашютов в «козлах», четкий контроль готовности парашютистов на линиях старта, краткий продуманный инструктаж лиц, назначенных для выполнения обязанностей выпускающего, доброе и нужное слово напутствия влияют на эмоциональное состояние обучаемых перед посадкой парашютных групп в самолеты, снижают накал психологического напряжения.
Однако после посадки корабельных групп в самолет и до начала десантирования обучаемые находятся в состоянии наибольшего нервно-психологического напряжения. Поскольку чувство полетно-прыжкового страха есть результат тормозного состояния психики, то для преодоления этого отрицательного состояния в период полета следует усилить положительные возбудительные процессы психики каждого обучаемого, чтобы в этой конкретной обстановке полета каждый обучаемый поборол бы в себе всякие колебания и принял бы только лишь одно решение – прыгать!
Именно в этот отрезок полетного времени и потребуется обучаемому самообладание, чтобы он мог покинуть самолет и совершить прыжок.
Положительное влияние на поведение обучаемых в полетной обстанов-ке может оказать личное поведение и самообладание выпускающего при условии, если выпускающий все полетное время будет в постоянной деловой активности. Например, если он периодически будет информировать личный состав о высоте и скорости полета самолета, о температуре воздуха за бортом самолета, над каким районом пролетает самолет в тот или иной период, пред-ложит обучаемым самим наблюдать за убегающей землей с высоты полета.
Выпускающему надлежит быть особо внимательным к тем обучаемым, кто более замкнут и подавлен полетом. Необходимо в ходе полета у обучаемых проверить закрепление карабина, подбодрить каждого нужным словом и тем самым вызвать ответный добрый взгляд как знак того, что обучаемый чувствует себя бодро, что чувство страха над ним не довлеет. Однако известно, что подъем и спад эмоционального состояния у десантников в полете чаще всего чередуются, например, у парашютистов может возрастать напряжение по мере подлета самолета к точке выброски. Вершиной этого эмоционального напряжения будет являться период, когда подаются команды: «Приготовиться» и «Пошел».
|