Вторник, 23.10.2018, 00:00
Никто кроме нас
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Честь имею [4]
Военная наука [3]
Постигаем военную науку побеждать
ФОТО
Комментарии
А ручки то помнят ))))

А где тушёнка ?

Красавцы !!! up

наши в городе

Skype статус
 Механ
 1W1W
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0







Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАДАЧИ ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ часть 4

4. Следопытство

Чтение следов, оставленных войсками и техникой

 

Войска, располагаясь в районах сосредоточе­ния, отдыха, на привалах, при передвижении, производстве инженерных работ, заправке техники, при выгрузке, всегда оставляют следы своей деятельности, правильно прочитав которые можно получить ценные разведывательные сведения о количестве личного состава, техники, ее типе, времени пре­бывания, направлении передвижения, характере дея­тельности, национальной принадлежности и другие данные.

Эта задача, трудная сама по себе, усложняется тем, что читать следы надо быстро и по отдельным, иногда еле заметным признакам сделать правильные выводы о противнике. Такие качества вырабатываются на занятиях и путем упорной тренировки своего внимания и остроты зрения в повседневной жизни.

вала войск, они должны внимательно его обследовать. По величине площади примятой травы или сне-га, по количеству костров, мест выдачи и приема пи­щи, по следам техники, по неосторожно пролитым горючему и смазочным материалам, по оставленной укупорке от боеприпасов и снаряжения можно определить род войск, примерный боевой состав части (подразделения). Нужно посмотреть, не осталось ли где разорванного конверта, письма, обрывка газеты, журнала, по которым можно установить номер части, ее принадлежность и национальный состав.

Даже такие малозначащие вещи, как карандаш, перочинный нож с инициалами владельца, номером части или наименованием города (фирмы), где про-! изводилась вещь, помогут разведчикам установить место формирования части или место, где солдат при­обрел вещь, и т. д.

Нужно знать установленный порядок расположе­ния войск на месте. В некоторых армиях при расположении войск в районах формирования, сосредото­чения, на отдыхе на срок более недели могут разби­ваться полевые лагеря, а менее недели — биваки. Удаление бивака от населенного пункта обычно не менее мили (1,6 км). Площадь бивака определяется из расчета 50 ярдов2 (42,8 м2) на человека и 100 ярдов2 (83,6 м2) на каждую машину. Войска на месте располагаются, как правило, поротно. Для размещения на месте одной мотопехотной роты тре­буется площадь 1—1,5 га. Уборные (отхожие ровики) устраиваются обычно из расчета одна на взвод на удалении не менее 100 ярдов (91,44 м) от кухни

и 30 ярдов (27,4 м) от палаток для личного состава. Умывальники располагаются между палатками и уборными из расчета 10 футов (3 м) на 100 че­ловек.

Лагеря оборудуются по такой же схеме, но административно-хозяйственные и ассенизационные сооружения делаются более совершенными, устраиваются сооружения для отдыха и развлечений.

Беспорядочная разбивка бивака, оставленные в нем или на привале имущество, обмундирование, сна­ряжение, предметы вооружения, неисправная техни­ка, следы перевязок (бинты, склянки и т. п.), изно­шенная обувь, обрывки обмундирования и снаряжения свидетельствуют о плохом моральном состоя­нии воинской части, ослаблении в ней дисциплины и изнурении войск.

Строгая разбивка лагеря (бивака), порядок на оставленном месте, отсутствие предметов снаряже­ния, обмундирования или вооружения показывают, что отдыхавшие войска были в хорошем состоянии.

При изучении следов необходимо уметь опреде­лить вид и количество боевой техники (транспорта), направление движения и давность следа.

Вид боевой техники по ее следу определить не­сложно, зная основные характеристики гусеничного

движителя: ширину колеи и гусеницы и характер рисунка гусеничного звена.

Для измерения размеров следа нужно иметь мерную ленту, а в записной книжке — размеры следов. Измерив ширину колеи и гусеницы, методом сравнения опре­деляют, кому принадлежит оставленный след.

Труднее определить по отпечатку следа вид ко­лесной техники, так как одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Однако опытный следопыт по ширине колеи, количеству и расположению колес сумеет справиться с задачей. Вид колесной техники легче определяется на поворо­тах, так как именно здесь следы всех колес хорошо видны.

Направление движения боевой техники и транспортных средств характерным признакам оставляемых следов. Верши­ны углов в следе протектора шины повышенной про­ходимости, как правило обращены в сторону, проти­воположную направлению движения. Грунт под высту­пом протектора или гусеницы уплотняется несколько больше в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми и тонкими концами указывают в сторону движения. Частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, обратную направлению движения.

Трава, кустарник приминаются в сторону движения. Жидкая грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота и т. п. обычно разбрызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влажный след.

Колесная техника на поворотах образует колеса­ми угол расхождения колеи и угол схождения, где автомашина или бронетранспортер после поворота выходит к прямому пути. Угол схождения всегда бу­дет направлен в сторону движения. Гусеничная тех­ника на повороте образует более широкий след, при этом уширение следа и выброс грунта идут в сторону, противоположную повороту. При повороте на ме­сте поперечные борозды, образованные зажатой (ос­тановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону движения.

Если на дне следа колеса образовались уступы, то их пологая часть обращена в сторону движения. След тормозного пути нарастает постепенно и резко обрывается на стороне, куда шла машина.

При выезде с грунтовой дороги на шоссе, особенно при влажном грунте, на асфальте остаются частицы почвы, указывающие направление движения.

Конец сломанной палки (в месте перелома), ле­жащей в колее, как правило, направлен в сторону противоположную движению. Острый угол между двумя частями переломанной палки также будет обращен назад.

Очень трудно, а иногда и невозможно установить вид и количество техники, если по дороге прошла смешанная колонна, так как следы одних видов транспорта затираются следами других. В этом случае следует для изучения следов найти место, где; колония останавливалась или совершала объезд за­стрявшей (остановившейся) машины.

 

Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников

 

Шагая, человек вначале делает упор на каб­лук выставленной вперед ноги, затем тяжесть тела переносит на всю ступню и потом носком делает толчок, двигая тело вперед. В каждом из этих моментов воздействие на поверхность почвы будет различно. Выставляя ногу вперед и ставя на грунт каблук, человек, естественно, продолжает поступа­тельное движение и тем самым до полной опоры на каблук делает на грунте черту, так называемую «по­волоку». При упоре на каблук образуется углубле­ние в почве. В момент опоры на ступню след отпе­чатывается полностью (если грунт мягкий).

При толчке носком грунт продавится сильнее и слегка сдвинется назад в виде небольшой, но замет­ной кучки. После толчка носок задевает за края сде­ланной им ямки и выбрасывает небольшие частицы грунта в сторону движения. Эти частицы при движении по мягкому грунту и следу образуют своеобраз­ный валик вокруг следа носка, называемый «выволокой». Среднюю длину шага принято считать равной 0,73 м. При беге длина шага увеличивается до 0,9 м и более. При переноске груза шаг укорачивается и ступни ног ставятся шире, параллельно одна другой. Длина ступни (при босой ноге) составляет приблизительно 2/13 ( = 0,17) роста человека.

Зная механизм образования следа, нетрудно установить направление движения. Наибольшая глубина следа бывает от толчка носком в той его части, которая обращена в сторону движения. Сдвиг грунта, как правило, происходит от передней части следа в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкой грязи падают с обуви по ходу движения вперед, при этом острые концы капель направле­ны в сторону движения. В вязком грунте на стенках , следа образуются вертикальные борозды или цара­пины. Они изогнуты верхними концами в сторону движения. Следы на подмороженной грязи, на твер­дом снежном насте окружены трещинами, острые концы которых направлены в сторону движения. От­дельные небольшие комочки грунта выбрасываются вперед в сторону движения. У следов на песке и на снегу, если нога погружается глубоко, образуется небольшой валик грунта на стороне, противоположной направлению движения.

О направлении движения можно судить и по другим характерным признакам: примятая трава накло­нена в сторону движения; камешки, комки грунта, другие предметы сдвигаются вперед в сторону движения; после перехода через лужи и заболоченные участки на почве остаются влажные следы и частицы грязи. Если человек перепрыгивал через канавы и другие препятствия, то хорошо видны следы толчка и приземления.

Во избежание возможной ошибки при определении направления движения техники или пешехода разведчику необходимо принимать во внимание несколько признаков, дополняющих друг друга, так как отдельные признаки могут быть случайными и вследствие этого могут ввести в заблуждение.

По следам можно определить не только направление движения, но и другие данные о пешеходе. Так, например, спортсмены, охотники, военнослужа­щие в большинстве своем ходят равномерным шагом, с энергичным задним толчком. Элементы походки у. этих людей устойчивы, препятствия на пути, как правило, ими преодолеваются с ходу, умело и реши­тельно.

Сильно уставший, больной или раненый человек волочит ноги. «Поволока» при этом обычно длиннее, чем «выволока». Линия движения раненого будет, как правило, извилистой, могут быть лишние шаги, шаги в сторону, топтание на месте, следы лежания, переползания или сидения, остановки с опорой на деревья или другие предметы. Если человек хромает, то длина шага больной (раненой) ноги будет замет­но короче длины шага здоровой. След больной ноги будет менее четким, частичным (только след носка). Уставший или раненый человек, а также пожилой не преодолевают встречающиеся на пути препятствия прыжком, а обходят их, часто останавливаясь для отдыха.

Отсутствие ярко выраженных признаков заднего толчка и короткий шаг говорят о неторопливости, ос­торожности походки, и наоборот, сильный толчок носком, оставляющий глубокий след, и широкий шаг показывают, что человек бежал.

Пеший строй при движении также оставляет ха­рактерные следы. Его движение осуществляется по обочинам шоссейных дорог, если на них интенсивное движение транспорта, или по грунтовым дорогам. Колонна пехоты, как правило, оставляет за собой тропы, количество которых соответствует числу рядов в колонне. При внимательном изучении следов мож­но установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат, так как армии разных стран имеют различные одежду и обувь.

Зимой при наличии снежного покрова, изучая следы лыжников, разведчик по ним может установить направ­ление движения, примерное количество прошедших лыжников, их опытность (натренированность), а также давность следа. Направление движения лыжников определяется по следам на поворотах, спусках. Ямка от лыжной палки наклонена, а опорное кольцо ее сильнее вдавлено по направлению движения. От задней части лыж при толчке на лыжне остаются вдавленные отпечатки в виде буквы П, обращенной открытой частью в сторону движения .

О лыжнике можно судить по типу лыж, которы­ми он пользовался. Основные типы лыж: спортивно-беговые — ширина 66—72 мм, длина до 220 см; охот­ничьи — ширина 105—115 мм, длина 180—190 см; слаломные — отличаются большой шириной со сталь­ной обивкой (кантами); прыжковые — длина до 245 см с несколькими направляющими желобками вместо одного.

Способы ходьбы, поворотов, подъемов и спусков легко читаются на снегу. Опытный лыжник обычно идет «вперекидку» или двухшажным ходом. Одно­шажный ход (одновременная работа палками при каждом шаге) применяется чаще всего слаботренированным лыжником, при сильном утомлении, плохом скольжении или с тяжелым грузом. У хорошего лыжника длина шага значительно больше (опреде­ляется расстояние между следами палок), колея узкая, ровная и четкая. Неопытный лыжник волочит палки по снегу после толчка и шире их расставляет, оставляет неровную колею, неодинаковую по ширине. Тренированность лыжника очень хорошо видна при изучении следов на поворотах, при спусках и подъ­емах.

Количество прошедших лыжников определяется по числу следов палок, множественности следов лыж, глубине и твердости лыжни, а также по следам на подъемах.

 

Определение давности следов

Ветер, температура воздуха и его влажность, осадки, а также характер местности (состояние почвы, растительность, снег) очень сильно влияют на оставленные войсками и отдельными военнослужащими следы, подвергая их изменениям. Они быстро заносятся снегом, песком и пылью, изменяются и разрушаются. На изучении этих изменений характера следов в результате воздействия внешних условий и основывается механизм определения давности следа, позволяющий судить о времени пребывания в этом месте войск и техники.

Общие признаки. Следы, оставленные на песке, в пыли, на мягком грунте, хорошо сохраняются в сухую безветренную погоду, но при малейшем ветре быст­ро разрушаются и могут исчезнуть через 2—3 часа. При сильном ветре они становятся незаметными на такой почве через несколько минут. След на сухой почве быстро размывается, если пройдет дождь, пос­ле которого определить давность следа почти невоз­можно. На влажной почве поверхность следа изменя­ется медленно, так как вдавленная влажная земля прессуется, дольше сохраняет влагу, выглядит темнее окружающего грунта и сохраняется даже при дожде. Давность следа в этом случае можно определить по состоянию залившей след воды, которая в течение:

1 часа отстаивается и светлеет, а через 10—12 часов становится почти прозрачной, дно следа при этом покрывается ровной пленкой осевшей грязи. В лесу) под деревьями следы могут сохраняться в таком состоянии несколько суток, особенно осенью и весной.)

На невысокой мягкой траве следы пешехода, если они не вдавлены в грунт, почти незаметны через 1—2 часа, а через 3—4 часа трава полностью выпрямля­ется. Высокая трава с жесткими стеблями, если она не сломана, выпрямляется значительно медленнее. На росистой траве следы хорошо заметны и сохра­няются 3—4 часа, однако при высыхании росы заме­тить следы можно только по примятости травы. Сле­ды, танков и других гусеничных машин сохраняются на травянистой почве очень долго, особенно при на­рушении гусеницами корневой системы травы, на по­воротах и остановках при трогании с места. На вла­жной глинистой, болотистой и мягкой травянистой почве вдавленные следы танков и колесных машин сохраняются несколько месяцев.

Характерные признаки. Через 1,5 часа след на рыхлой почве сохраняет свежесть и некоторую влаж­ность в тени. Поверхность следа пешехода продавливается, если нажать пальцем руки. Осыпь земли у среза носка обуви или отпечатка гусеницы рыхлая. По следу видны слабо заметные трещины. Дождевая вода в следе из мутной становится светлее. На снегу сохраняется четкий отпечаток следа лыжника, про­давливающийся при нажатии пальцем.

Через 3 часа при сохранении четкого отпечатка на рыхлой почве поверхность следа твердеет и появ­ляются высохшие (более светлые, чем весь след) комочки земли, а местами и высохшие участки поверхности следа. Трещины увеличиваются и появляются новые. Появляется осыпь у кромки следа. На вязкой земле дно следа покрывается коркой. След на снегу продавливается при незначительном усилии руки.

Через 6 часов на рыхлой почве поверхность следа покрывается твердой коркой, на которой увеличива­ются количество и размеры трещин. Хорошо видны высохшие участки следа. Дождевая вода, попавшая в след, отстаивается, и его дно начинает покрываться мягкой пленкой осадков грязи. Снег в следе при легком нажатии не продавливается.

Через 12 часов вследствие разницы дневной и ночной температур поверхность следа слегка увлажняется. Резко обозначаются трещины. При рыхлой почве на отдельных участках след начинает разрушаться.

После дождя вода становится совсем прозрачной, дно следа полностью покрывается осевшей грязью. Снег в следе продавливается только при сильном нажатии. Мелкий снег почти полностью покрывает след.

Через сутки поверхность следа деформируется, корка отделяется от дна следа и как бы набухает.

Высохшая осыпь сдувается ветром, и становится явно виден срез следа. На снегу поверхность следа по­крывается сплошной ледяной коркой, нарушаются его контуры.

 

5. Разведывательные признаки различных объектов (целей) и деятельности войск

 

Понятие о разведывательных признаках

 

Успех разведки во многом зависит от знания признаков, при обнаружении которых можно судить о наличии и характере действий противника. Такие признаки называются разведывательными. Их при­нято делить на опознавательные и тактические.

По опознавательным (визуальным) разве­дывательным признакам можно обнаружить, опоз­нать, определить принадлежность, тип, назначение объектов (целей) и различить их между собой. Таки­ми признаками являются: внешний вид, конструктив­ные особенности, цвет, форма объектов (целей); дея­тельность противника (движение, звуки, вспышки выстрелов, дым, пыль и т. п.); следы деятельности (ко­леи, вытоптанные места, оставленные предметы, сле­ды костров и походных кухонь и др.); различные ука­затели, надписи и опознавательные знаки на техни­ке; форма одежды, экипировка, вооружение личного состава. Личный состав разведывательных органов должен хорошо знать и уметь различать именно опоз­навательные (визуальные) признаки.

Т а к т и ч е с к и м и разведывательными признаками характеризуются боевой состав, организация, тактика действий и намерения противника. Эти признаки определяются по положению объектов (целей) в бое­вом порядке, их количеству и расположению на мест­ности, характеру деятельности и др. Они используют­ся главным образом командирами, штабами и орга­нами разведки при анализе разведывательных сведе­ний.

Из всех разведывательных признаков ни один взя­тый в отдельности не следует рассматривать как бес­спорное доказательство наличия в данном месте того или иного объекта (цели). Следует иметь в виду, что противник будет стремиться маскировкой, дезинфор­мацией, обманными действиями скрыть действительное положение своих объектов (целей), свои деятель­ность и намерения. Только наличие нескольких при­знаков дает возможность сделать правильный вывод о противнике.

 

Признаки инженерных сооружений и огневых средств

Позиции, опорные пункты и районы обороны, как правило, оборудуются траншеями, одиночными, парными, групповыми окопами и другими инженер­ными сооружениями. Траншеи и окопы отрываются обычно на скатах высот, обеспечивающих наилучший обзор и обстрел впереди лежащей местности. На местности поросшей лесом, густым кустарником, и в населенных пунктах траншеи (окопы), как правило, выносятся вперед или оттягиваются назад, в глубину леса (кус­тарника, населенного пункта).

Траншеи (окопы) легче обнаруживаются во вре­мя их оборудования или усовершенствования. На от­крытой местности оборудование окопов и другие ин­женерные работы производятся в темное время суток и при плохой видимости. Ко времени наступления рассвета противник будет стремиться замаскировать брустверы и выброшенный из окопов и ходов сообщения грунт. Однако в ряде случаев с наступлением рассвета можно наблюдать продолжение работ по маскировке. Готовые траншеи (окопы) демаскируют себя вырытым грунтом, который наблюдается в виде тонких, более светлых по тону, чаще с желтым оттенком полос, отличающихся по цвету от окружаю­щей местности; цветом маскировки, если она выпол­нена недостаточно тщательно и отличается от окру­жающего фона. Иногда обнаружить окопы помогает установленное на местности проволочное загражде­ние. Обычно траншеи (окопы) надо искать в 20—30 м за проволочным заграждением, там, где могут удобно расположиться огневые средства для обстрела впереди лежащей местности.

Ходы сообщения отличаются от траншей по расположению к линии фронта (идут от фронта в тыл) и оборудованию (мельче, уже).

Долговременные огневые сооружения следует искать на заранее подготовленных оборони­тельных рубежах (на опушках леса, скатах высот, в полуподвалах домов и на перекрёстках улиц). Бойницы долговременных огневых сооружений наблюда­емся в виде темных впадин в толще бруствера. Зимой бойницы можно обнаружить по следам произведен­ной расчистки снега. До открытия огня бойницы мо­гут быть прикрыты маскировочной сеткой или под­ручными материалами под цвет окружающей мест­ности.

Огневые позиции пулеметов следует искать в ме­стах, откуда удобно прикрывать подступы к своим позициям путем ведения фронтального и фланкирую­щего огня. Обычно позиции пулеметов располагаются в групповых окопах.

Пулемет в окопе определяется по следующим при­знакам: насыпь пулеметного окопа выше, чем на других участках окопа; местность впереди позиции, как правило, расчищена для обстрела; проволочное за­граждение перед пулеметом обычно ниже, чем на остальных участках, и проложено так, чтобы обеспе­чить ведение огня вдоль заграждения.

Пулемет на открытой площадке демаскируется расположением пулеметчиков (расчета).

Стреляющий пулемет можно обнаружить по зву­ку выстрелов и по чуть заметной пульсирующей струйке белого дыма на темном фоне, а в пасмурную погоду, в сумерки и ночью — по мелькающим вспыш­кам выстрелов. Зимой снег впереди пулемета подтаивает и чернеет от порохового дыма.

Артиллерия обычно располагается на закры­тых огневых позициях на удалении 2—б км и более от переднего края. В качестве укрытий выбираются опушки леса, кустарник, возвышенности, населенные; пункты и другие местные предметы, способные ук­рыть орудия. В ходе боя самоходные орудия могут занимать открытые позиции для выполнения огне­вых задач.

Стреляющие батареи на закрытых огневых пози­циях могут быть обнаружены: ночью и в сумерки, а также утром и вечером — по вспышкам красного цвета и отблескам выстрелов на фоне ближайших местных предметов, облаков и опушек леса; днем — по дыму, поднимающемуся в момент выстрела из-за укрытия в виде быстро рассеивающихся полупрозрач­ных клубов и колец. Дым от выстрелов в сухую погоду держится 1—2 секунды. При влажном воздухе или после дождя он заметен лучше, держится дольше и принимает правильную овальную форму. Количество стреляющих орудий определяется по числу вспышек или облачков дыма, а калибр и тип орудия — по величине, вспышки (облака дыма) и. по звуку выстрела, а также по размерам осколков снарядов.

Минометы занимают огневые позиции в пределах ротных районов обороны на удалении от переднего края до 1 км. Батальонные минометы (106,7-мм и 120-мм) занимают огневые позиции в пределах батальонных районов обороны на удалении 1,5—2,5 км от переднего края. Огневые позиции минометов располагаются в оврагах, за высотами, рощами, населенными пунктами, в кустарнике и в других местах, обеспечивающих укрытие от наземного наблюдения.

При разведке минометов необходимо иметь в ви­ду, что дальность действительной стрельбы большин­ства систем ствольных минометов обычно не превы­шает 3—6 км, следовательно, заметив место разрыва, следует искать огневую позицию миномета в пределах 6 км от него. Позиция миномета может быть обнаружена днем по звуку выстрелов и по струйке дыма, ночью — по вспышкам.

Демаскирующими признаками стрельбы из минометов являются: днем при отсутствии ветра — ха­рактерная струя дыма, направленная в сторону вы­стрела на высоту до 20 м (иногда образуется дымовое кольцо); ночью — небольшое зарево или отблеск над гребнем укрытия, обычно на фоне местных предметов, расположенных за огневой позицией (опушка леса, кустарник, постройки). Звук выстрела из миномета глухой и легко отличается от других звуков. Ночью звук слышен несколько отчетливее, чем днем. Звук выстрела всегда опережает звук разрыва мин.

Реактивные системы залпового огня демаскируют себя стрельбой, при этом наблюдаются: днем — большое облако дыма и пыли, появляющееся над огневой позицией; ночью — зарево и светящиеся трассы от сгорания реактивного заряда. Звук при стрельбе реактивных установок зачастую напоминает свист , прорывающегося пара при открывании предохрани­тельного клапана парового котла.

Противотанковые гранатометы могут быть обнаружены по пламени и облаку дыма и пыли, образующемуся при выстреле. Они, как правило, будут располагаться на танкоопасных направлениях (особенно вдоль дорог) на небольшом удалении от переднего края, а иногда и на переднем крае.

Противотанковые управляемые ракеты пускаются с пусковых установок, смонтированных на БТР, и управляются в полете по проводам или по радио. Возможен пуск ракет с контейнеров, установленных непосредственно на грунт. Пусковые установки противотанковых управляемых ракет располагаются на танкоопасных направлениях у подножия высот, холмов, а также на их спадах, на опушках рощ, в перелесках, в кустарниках, у садов, на окраинах населенных пунктов, у дорог и в отдельных строениях.

Демаскирующими признаками позиций ПТРК яв­ляются: струя раскаленных газов и трасса ракеты при выстреле; дым и пыль в местах пусков; периоди­ческое движение людей к одному и тому же месту. Пусковые установки ПТУР могут быть обнаружены в момент выдвижения на позиции из укрытий или во время сбрасывания маскировки.

Танки и самоходная артиллерия при движении демаскируют себя шумом моторов и ляз­гом гусениц, а в сухую погоду, кроме того, поднимае­мой пылью.

Танки (орудия) в окопах можно обнаружить по выступающей из окопа башне, антенне радиостанции, характерным очертаниям ствола и верхней части башни, видимых сквозь маскировку, увядшей или вы­горевшей растительности, впереди огневой позиции (окопа).

Ночью наличие танков и самоходных артилле­рийских орудий, а также направление их движения можно определить по характерному для них шуму моторов и направлению его распространения (переме­щения).

Для определения длины колонны двигающихся танков (самоходных орудий) и другой боевой техни­ки ночью и днем, когда вся колонна не видна, необ­ходимо заметить по часам время прохождения ее ми­мо какого-либо предмета (ориентира).

Категория: Мои статьи | Добавил: Механ (14.03.2018) | Автор: Комарницкий Виталий Владимирович
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Мини-чат
Наши Друзья
Химкинское региональное отделение Визитки он-лайн Локнянское региональное отделение Псковское региональное отделение МООВ ВДВ и ВСпН Группа Трассера 119 ПДП Химкинский Военно-спортивный Клуб КАСКАД
Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz