Четверг, 28.03.2024, 15:40
Никто кроме нас
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Честь имею [4]
Военная наука [3]
Постигаем военную науку побеждать
ФОТО
Комментарии
А ручки то помнят ))))

А где тушёнка ?

Красавцы !!! up

наши в городе

Skype статус
 Механ
 1W1W
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0







Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАДАЧИ ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДКИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ часть 3

Таблица 1

Ориентировочные пределы слышимости звуков ночью

Действия противника

Максималь­ная дальность слышимости,

Характерные звуковые признаки

 

Шаги

30

 

Кашель

50

 

 

Разговорная речь

100—200

 

Резкая команда голосом

500—1000

 

Громкий крик

1000

 

Движение пехоты в строю:

 

 

по грунту

300

 

по шоссе

600

 

Стук весел о борт лодки

1000—1500

 

Отрывка окопов вручную

500 1000

Удары лопаты по камням, металлу

Вбивание деревянных кольев:

 

Глухой звук равномерно чередующихся ударов

 

вручную

800

механическим способом

600

Рубка и спиливание деревьев:

 

Резкий стук топора, визг пилы; прерывистый треск бензинового двигателя; глухой удар о землю спиленного дерева

ручным способом

300—400

бензопилой

700—900

падение деревьев

800—1000

Движение автомобилей:

 

Ровный шум моторов

по грунтовой дороге

500

по шоссе

1000—1500

гудок автомобиля

2000—3000

Движение танков, САУ,

БМП:

 

Резкий шум двигателей одновременно с резким металлическим лязгом гусениц

 

по грунту

2000—3000

по шоссе

3000—4000

Шум двигателя стоящего танка

 

1000—1500

 

Ровный рокот двигателя

 

Движение буксируемой артиллерии:

 

 

Резкий отрывистый грохот металла и, шум двигателей

 

по грунту

1000—2000

по шоссе

2000—3000

Стрельба артиллерийской батареей (дивизионом)

10000— 15000

 

 

Выстрел из орудия

6000

 

Выстрел из миномета

3000—5000

 

Стрельба из крупнокалиберного пулемета

 

3000

 

 

Стрельба из автомата

2000

 

 

Следует учитывать также направление ветра: он не только ухудшает или улучшает слышимость в зависимости от направления, но и относит звук в сторону, создавая искаженное представление о местонахождении источ­ника звука.

Горы, леса, здания, овраги, ущелья и глубокие лощины также изменяют направление звука, созда­вая эхо. Порождают эхо и водные пространства, спо­собствуя его распространению на большие дально­сти.

Звук кажется иным, когда источник его передви­гается по мягкой, мокрой или жесткой почве, по улице, по проселочной или полевой дороге, по мос­товой или покрытой листьями почве. Необходимо учитывать, что сухая земля или железнодорожные рельсы лучше передают звуки, чем воздух. Поэтому прислушиваются, приложив ухо к земле или к рель­сам.

Для лучшего прослушивания земляных работ противника разведчик прикладывает ухо к положен­ной на землю сухой доске, которая выполняет роль собирателя звука, или к сухому бревну, вкопанному в землю. Можно пользоваться медицинским стето­скопом или изготовить самодельный водяной стето­скоп, каким часто пользовались саперы-разведчики в годы войны. Для его изготовления нужно стеклян­ную флягу или бутылку из тонкостенного стекла за­полнить водой до начала горловины и закрыть проб­кой с отверстием. Затем в отверстие пробки вставить трубку (лучше стеклянную), на которую надеть ре­зиновую трубку. Другой конец резиновой трубки, снабженный наконечником, вставляется в ухо. Бутыл­ка закапывается в грунт до уровня воды в ней. Что­бы проверить чувствительность установленного при­бора, нужно ударить пальцем о землю на расстоя­нии 4 м от него — звук от такого удара должен быть ясно слышен через резиновую трубку.

4. Следопытство

Чтение следов, оставленных войсками и техникой

 

Войска, располагаясь в районах сосредоточе­ния, отдыха, на привалах, при передвижении, производстве инженерных работ, заправке техники, при выгрузке, всегда оставляют следы своей деятельности, правильно прочитав которые можно получить ценные разведывательные сведения о количестве личного состава, техники, ее типе, времени пре­бывания, направлении передвижения, характере дея­тельности, национальной принадлежности и другие данные.

Эта задача, трудная сама по себе, усложняется тем, что читать следы надо быстро и по отдельным, иногда еле заметным признакам сделать правильные выводы о противнике. Такие качества вырабатываются на занятиях и путем упорной тренировки своего внимания и остроты зрения в повседневной жизни.

вала войск, они должны внимательно его обследовать. По величине площади примятой травы или сне-га, по количеству костров, мест выдачи и приема пи­щи, по следам техники, по неосторожно пролитым горючему и смазочным материалам, по оставленной укупорке от боеприпасов и снаряжения можно определить род войск, примерный боевой состав части (подразделения). Нужно посмотреть, не осталось ли где разорванного конверта, письма, обрывка газеты, журнала, по которым можно установить номер части, ее принадлежность и национальный состав.

Даже такие малозначащие вещи, как карандаш, перочинный нож с инициалами владельца, номером части или наименованием города (фирмы), где про-! изводилась вещь, помогут разведчикам установить место формирования части или место, где солдат при­обрел вещь, и т. д.

Нужно знать установленный порядок расположе­ния войск на месте. В некоторых армиях при расположении войск в районах формирования, сосредото­чения, на отдыхе на срок более недели могут разби­ваться полевые лагеря, а менее недели — биваки. Удаление бивака от населенного пункта обычно не менее мили (1,6 км). Площадь бивака определяется из расчета 50 ярдов2 (42,8 м2) на человека и 100 ярдов2 (83,6 м2) на каждую машину. Войска на месте располагаются, как правило, поротно. Для размещения на месте одной мотопехотной роты тре­буется площадь 1—1,5 га. Уборные (отхожие ровики) устраиваются обычно из расчета одна на взвод на удалении не менее 100 ярдов (91,44 м) от кухни

и 30 ярдов (27,4 м) от палаток для личного состава. Умывальники располагаются между палатками и уборными из расчета 10 футов (3 м) на 100 че­ловек.

Лагеря оборудуются по такой же схеме, но административно-хозяйственные и ассенизационные сооружения делаются более совершенными, устраиваются сооружения для отдыха и развлечений.

Беспорядочная разбивка бивака, оставленные в нем или на привале имущество, обмундирование, сна­ряжение, предметы вооружения, неисправная техни­ка, следы перевязок (бинты, склянки и т. п.), изно­шенная обувь, обрывки обмундирования и снаряжения свидетельствуют о плохом моральном состоя­нии воинской части, ослаблении в ней дисциплины и изнурении войск.

Строгая разбивка лагеря (бивака), порядок на оставленном месте, отсутствие предметов снаряже­ния, обмундирования или вооружения показывают, что отдыхавшие войска были в хорошем состоянии.

При изучении следов необходимо уметь опреде­лить вид и количество боевой техники (транспорта), направление движения и давность следа.

Вид боевой техники по ее следу определить не­сложно, зная основные характеристики гусеничного

движителя: ширину колеи и гусеницы и характер рисунка гусеничного звена.

Для измерения размеров следа нужно иметь мерную ленту, а в записной книжке — размеры следов. Измерив ширину колеи и гусеницы, методом сравнения опре­деляют, кому принадлежит оставленный след.

Труднее определить по отпечатку следа вид ко­лесной техники, так как одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Однако опытный следопыт по ширине колеи, количеству и расположению колес сумеет справиться с задачей. Вид колесной техники легче определяется на поворо­тах, так как именно здесь следы всех колес хорошо видны.

Направление движения боевой техники и транспортных средств характерным признакам оставляемых следов. Верши­ны углов в следе протектора шины повышенной про­ходимости, как правило обращены в сторону, проти­воположную направлению движения. Грунт под высту­пом протектора или гусеницы уплотняется несколько больше в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми и тонкими концами указывают в сторону движения. Частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, обратную направлению движения.

Трава, кустарник приминаются в сторону движения. Жидкая грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота и т. п. обычно разбрызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влажный след.

Колесная техника на поворотах образует колеса­ми угол расхождения колеи и угол схождения, где автомашина или бронетранспортер после поворота выходит к прямому пути. Угол схождения всегда бу­дет направлен в сторону движения. Гусеничная тех­ника на повороте образует более широкий след, при этом уширение следа и выброс грунта идут в сторону, противоположную повороту. При повороте на ме­сте поперечные борозды, образованные зажатой (ос­тановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону движения.

Если на дне следа колеса образовались уступы, то их пологая часть обращена в сторону движения. След тормозного пути нарастает постепенно и резко обрывается на стороне, куда шла машина.

При выезде с грунтовой дороги на шоссе, особенно при влажном грунте, на асфальте остаются частицы почвы, указывающие направление движения.

Конец сломанной палки (в месте перелома), ле­жащей в колее, как правило, направлен в сторону противоположную движению. Острый угол между двумя частями переломанной палки также будет обращен назад.

Очень трудно, а иногда и невозможно установить вид и количество техники, если по дороге прошла смешанная колонна, так как следы одних видов транспорта затираются следами других. В этом случае следует для изучения следов найти место, где; колония останавливалась или совершала объезд за­стрявшей (остановившейся) машины.

 

Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников

 

Шагая, человек вначале делает упор на каб­лук выставленной вперед ноги, затем тяжесть тела переносит на всю ступню и потом носком делает толчок, двигая тело вперед. В каждом из этих моментов воздействие на поверхность почвы будет различно. Выставляя ногу вперед и ставя на грунт каблук, человек, естественно, продолжает поступа­тельное движение и тем самым до полной опоры на каблук делает на грунте черту, так называемую «по­волоку». При упоре на каблук образуется углубле­ние в почве. В момент опоры на ступню след отпе­чатывается полностью (если грунт мягкий).

При толчке носком грунт продавится сильнее и слегка сдвинется назад в виде небольшой, но замет­ной кучки. После толчка носок задевает за края сде­ланной им ямки и выбрасывает небольшие частицы грунта в сторону движения. Эти частицы при движении по мягкому грунту и следу образуют своеобраз­ный валик вокруг следа носка, называемый «выволокой». Среднюю длину шага принято считать равной 0,73 м. При беге длина шага увеличивается до 0,9 м и более. При переноске груза шаг укорачивается и ступни ног ставятся шире, параллельно одна другой. Длина ступни (при босой ноге) составляет приблизительно 2/13 ( = 0,17) роста человека.

Зная механизм образования следа, нетрудно установить направление движения. Наибольшая глубина следа бывает от толчка носком в той его части, которая обращена в сторону движения. Сдвиг грунта, как правило, происходит от передней части следа в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкой грязи падают с обуви по ходу движения вперед, при этом острые концы капель направле­ны в сторону движения. В вязком грунте на стенках , следа образуются вертикальные борозды или цара­пины. Они изогнуты верхними концами в сторону движения. Следы на подмороженной грязи, на твер­дом снежном насте окружены трещинами, острые концы которых направлены в сторону движения. От­дельные небольшие комочки грунта выбрасываются вперед в сторону движения. У следов на песке и на снегу, если нога погружается глубоко, образуется небольшой валик грунта на стороне, противоположной направлению движения.

О направлении движения можно судить и по другим характерным признакам: примятая трава накло­нена в сторону движения; камешки, комки грунта, другие предметы сдвигаются вперед в сторону движения; после перехода через лужи и заболоченные участки на почве остаются влажные следы и частицы грязи. Если человек перепрыгивал через канавы и другие препятствия, то хорошо видны следы толчка и приземления.

Во избежание возможной ошибки при определении направления движения техники или пешехода разведчику необходимо принимать во внимание несколько признаков, дополняющих друг друга, так как отдельные признаки могут быть случайными и вследствие этого могут ввести в заблуждение.

По следам можно определить не только направление движения, но и другие данные о пешеходе. Так, например, спортсмены, охотники, военнослужа­щие в большинстве своем ходят равномерным шагом, с энергичным задним толчком. Элементы походки у. этих людей устойчивы, препятствия на пути, как правило, ими преодолеваются с ходу, умело и реши­тельно.

Сильно уставший, больной или раненый человек волочит ноги. «Поволока» при этом обычно длиннее, чем «выволока». Линия движения раненого будет, как правило, извилистой, могут быть лишние шаги, шаги в сторону, топтание на месте, следы лежания, переползания или сидения, остановки с опорой на деревья или другие предметы. Если человек хромает, то длина шага больной (раненой) ноги будет замет­но короче длины шага здоровой. След больной ноги будет менее четким, частичным (только след носка). Уставший или раненый человек, а также пожилой не преодолевают встречающиеся на пути препятствия прыжком, а обходят их, часто останавливаясь для отдыха.

Отсутствие ярко выраженных признаков заднего толчка и короткий шаг говорят о неторопливости, ос­торожности походки, и наоборот, сильный толчок носком, оставляющий глубокий след, и широкий шаг показывают, что человек бежал.

Пеший строй при движении также оставляет ха­рактерные следы. Его движение осуществляется по обочинам шоссейных дорог, если на них интенсивное движение транспорта, или по грунтовым дорогам. Колонна пехоты, как правило, оставляет за собой тропы, количество которых соответствует числу рядов в колонне. При внимательном изучении следов мож­но установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат, так как армии разных стран имеют различные одежду и обувь.

Зимой при наличии снежного покрова, изучая следы лыжников, разведчик по ним может установить направ­ление движения, примерное количество прошедших лыжников, их опытность (натренированность), а также давность следа. Направление движения лыжников определяется по следам на поворотах, спусках. Ямка от лыжной палки наклонена, а опорное кольцо ее сильнее вдавлено по направлению движения. От задней части лыж при толчке на лыжне остаются вдавленные отпечатки в виде буквы П, обращенной открытой частью в сторону движения .

О лыжнике можно судить по типу лыж, которы­ми он пользовался. Основные типы лыж: спортивно-беговые — ширина 66—72 мм, длина до 220 см; охот­ничьи — ширина 105—115 мм, длина 180—190 см; слаломные — отличаются большой шириной со сталь­ной обивкой (кантами); прыжковые — длина до 245 см с несколькими направляющими желобками вместо одного.

Способы ходьбы, поворотов, подъемов и спусков легко читаются на снегу. Опытный лыжник обычно идет «вперекидку» или двухшажным ходом. Одно­шажный ход (одновременная работа палками при каждом шаге) применяется чаще всего слаботренированным лыжником, при сильном утомлении, плохом скольжении или с тяжелым грузом. У хорошего лыжника длина шага значительно больше (опреде­ляется расстояние между следами палок), колея узкая, ровная и четкая. Неопытный лыжник волочит палки по снегу после толчка и шире их расставляет, оставляет неровную колею, неодинаковую по ширине. Тренированность лыжника очень хорошо видна при изучении следов на поворотах, при спусках и подъ­емах.

Количество прошедших лыжников определяется по числу следов палок, множественности следов лыж, глубине и твердости лыжни, а также по следам на подъемах.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Механ (14.03.2018) | Автор: к
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Мини-чат
Наши Друзья
Химкинское региональное отделение Визитки он-лайн Локнянское региональное отделение Псковское региональное отделение МООВ ВДВ и ВСпН Группа Трассера 119 ПДП Химкинский Военно-спортивный Клуб КАСКАД
Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz